Винил или цифра: какой звук лучше?


Исследовать и сравнивать иногда необходимо. Тогда, когда интуиция и весь твой предыдущий опыт не дают нужного объема информации для правильного выбора. Это касается всего – от покупки машины до выбора стоматолога.

История с проигрывателем винила началась лет семь назад, когда я нашел у себя на даче около сотни виниловых пластинок разного качества и жанров. Потом был куплен дешевый проигрыватель Denon, подключен к активным колонкам и… вспомнилась юность. Звучание через активные колонки было посредственным и «тема не пошла». Я иногда смотрел на одинокую вертушку и гору пластинок и меня ничего не задевало – просто антураж в кабинете коттеджа. Даже память о событиях 70-х и 80-х годов молчала.

Да, многие тогда из нас увлекались «запретной» зарубежной рок-музыкой. Кто-то просто писал на магнитофон со всех возможных тогда носителей, кто-то бегал по друзьям и выпрашивал диск на запись. Дыхание Beatles, Creedence, Led Zeppelin, Slade, Sweet т.д. было чем-то драйвовым, зажигательным, открывающим новые двери из нашего консервативного советского мира портвейна и уверенности в завтрашнем дне.

Уже тогда в нашей компании, а жил я в центре Ленинграда, начались товарно-денежные отношения в «виниловой» среде. Средняя по качеству пластинка Deep Purple стоила 35-45 рублей при средней зарплате 120 рублей по городу. Цена на новинку могла доходить и до 70 рублей! Перепродавая диски с наценкой в 5-10 рублей можно было неплохо зарабатывать и многие из моих знакомых шли этим путем. Мои бизнес-успехи все уходили на сбор и коллекционирование пластинок, которые позже и оказались на втором этаже дачи. Такова прелюдия.

Моя дочь Мария подарила мне как-то на день рождения «древний» музыкальный центр Toshiba с проигрывателем, который из-за нехватки времени пролежал достаточно долго не востребованным. Еще пару советских вертушек в прошлом году я нашел на даче. Попытки включить все это хозяйство результата не дали – все требовало мелкого ремонта и новых иголок.

Первым просветил меня мой друг и одноклассник Миша Волков. В 70-80-е годы прошлого века мы жили в одной парадной, ходили в одну школу: в молодости наши пути разошлись из-за его переезда. Встретились мы только через двадцать с лишним лет, когда Миша уже жил в Штутгарте, породнившись с немецкой семьей. Мои командировки и просто поездки в Германию позволяли мне поддерживать отношения и как-то Михаил показал мне свой аудио мир качественной Hi-Fi аппаратуры. Тогда, лет пять назад, я не придал этому значения, ведь столько вокруг было возможностей – от СД-дисков до записи на винт!

Человек всегда стремится что-то улучшить в качестве своей жизни. Года два назад я привез домой в Питер Denon, подсоединил его к усилителю Пионер А-109 и, покопавшись в инструкциях, правильно включил. Аромат воспоминаний о тех далеких советских годах незримо вспыхнул и зародил ту искру, которая тлела во мне все это время - я услышал разницу между цифровым звуком с ПК и винилом! Она действительно была и я это чувствовал даже на примитивном «вертаке» - звук был более живой и естественный. Переписка с Мишей зародила смутное ощущение, что в мире есть что-то еще, что я упустил за эти годы.

Надо заметить, что процесс с переходом на винил шел достаточно долго по моим меркам – года два по не зависящим от меня обстоятельствам. Сложная обстановка на работе, когда ты втянут в какие-то политико-финансовые «разборки», подковерные игры и выяснение отношений не давали, так сказать, воздуха для возгорания тлевшей во мне мысли.

В прошлом году состоялась выставка Drupa-2016 в Дюссельдорфе. Ко мне приехал повидаться (за что я ему очень благодарен!) Миша Волков. Мы гуляли по городу, сидели в кафе, встретились с моим еще одним другом из той советской эпохи гитаристом Сашей Кассельманом и Михаил посвятил меня в свой музыкальный мир. Искра уже не тлела, а зажгла что-то еще…

После ухода из Политеха вся зима ушла на устройство своих дел и вот, как это обычно бывает весной, захотелось перемен.

Сначала я посетил рынок на Удельной и увидел горы винила на продажу, потом решился вновь написать в Штутгарт и… процесс выбора проигрывателя был запущен! Подоспели первые лично заработанные деньги и я вновь почувствовал землю под ногами.

Пришлось погрузиться в технические подробности: прямой или пассиковый привод, зависимый или нет тонарм, фонокорректор, антискейтинг, питч, качество картриджа, коэффициент детонации и т.д. Вдруг с удивлением я обнаружил из разговоров с профессионалами по звуку, что с каждым годом человек все хуже слышит высокие частоты и за десять лет каждый из нас теряет способность улавливать до 1000 гц! То есть годам к 40 вы уже 20 000 гц не воспринимаете, а лишь около 18 и т.д. Врезалась в память фраза одного из продавцов аудиотехники: «Есть и такие, кто слушает провода за 20 000 долларов!». И действительно, это утверждение правда – провода влияют на качество звука. Про себя я долго анализировал, смогу ли я все эти детали вообще услышать?

Прогуливаясь по улице Марата неделю назад с Татьяной мы зашли в один из магазинчиков в полуподвале. Надо заметить, что такие Hi Fi центры находятся, по моему наблюдению на стадии умирания – торговля аппаратурой смещается в интернет. Квалифицированных продавцов становится все меньше и это факт нашего мира всеобщего потребления. Общение показало, что большинство продает некую упаковку, не понимая истинных свойств товара. По словам моего родственника профессора Венцеля в Германии процесс аналогичен: в сетевых огромных магазинах стали исчезать профессионалы и некому поведать покупателю о технических свойствах товара.

В этом полу-подвальчике все-таки оказался более-менее вменяемый специалист Александр, который вник в ситуацию, спросил про имеющийся звуковой тракт и сказал, что если усилитель в ближайшее время желания менять нет, то через пару дней придет проигрыватель Аудио-Техника 120 (Китай) и этого будет достаточно для улучшения качества звука с условием замены колонок.

В тоже время удалось найти на Авито проигрыватель, который рекомендовал Миша – Thorens 160E (Германия, 1970 год выпуска) за те же деньги, что и новый проигрыватель от Александра.

Пришлось интуитивно организовывать эксперимент. Посетив продавца Thorens и посетовав, что на его аппаратуре звук плохой мы получили предложение привезти проигрыватель к себе и послушать дома. В то же время Александр согласился под залог отдать на сутки Аудио-Технику для апробации.

И вот в субботу мы собрали все три проигрывателя вместе и тест состоялся. Миша оказался прав – на Thorens с пассиковым приводом и вставкой Ortofon звук был другой: по-моему мнению более качественный, по-мнению Татьяны с более жесткими средними частотами. Внутренне мне нравились оба проигрывателя – один звуком, другой дизайном и внешним техническим совершенством. Для непосвященных и тот, и другой вариант звучал с не очень различимой разницей на моих колонках, правда в наушниках при прослушивании чувствовалось различие. Выбор был сложен: с одной стороны надо было упаковывать Аудио-Технику и везти обратно, рядом сидел молодой продавец винтажного Thorens Павел (он-то услышал разницу!) и ждал моего решения. В то же время старому аппарату 47 лет и не известно, что с ним будет дальше (хотя Миша вполне справедливо уверял, что ломаться там нечему)?

Прагматизм решил все! Если брать немецкое качество, то к нему придется добавлять фонокорректор, усилитель и колонки, а возможно и что-то еще. Нет гарантии, что завтра пассик не окажется «левым» и его надо будет менять. К тому же зависимый тонарм с автостопом…

Китаец сделан добротно (по справкам из магазинов возвратов не наблюдалось), разница в звуке не столь пока критична и, при оснащении другими колонками, данного комплекта на первое время должно хватить. К тому же, если честно, мне было лень упаковывать проигрыватель и везти его обратно.

В любом случае теперь стало понятно к чему стремиться в будущем, если желание и возможности позволят что-то улучшать в виниловом процессе. Ведь, размышлял я, не столь часто выпадает час-другой просто послушать музыку – чаще все происходит параллельно с другими занятиями. Кстати, Павел, оказался интернет-предпринимателем с площадки «Мешок» по торговле виниловыми пластинками, которые по цене были явно ниже, чем в магазинчиках и я уже приценился к его предложению.

Послесловие. Уже за рулем машины на обратном пути я вывел для себя не хитрую формулу. Всего из времен конца 20 века мне нравились 30-40 исполнителей, каждый из которых выпустил два-трех нормальных виниловых диска (остальные пять-десять всегда просто наиграны и не интересны). Таким образом, речь идет о сборе лучших пластинок для себя, число которых не превышает 100 штук. Учитывая, что старый винил искать приходится от случая к случаю и долго, то для текущих потребностей вполне хватит данного комплекта аппаратуры с Аудио-Техникой, а там уже сама жизнь подскажет, стоит ли переходить на первоклассный уровень техники с подлинным звучанием!

Да пусть меня простит мой друг Михаил, столько времени потративший на мое просвещение в части виниловых тем. Сам же он давно перешел, как и многие другие на 16-ти и 24-х битные файлы на винтах и сидишниках. А во мне вот осталась эта ностальгия по шуршанию легкого «песка» и медленно опускающейся на диск иголки.

Просмотров: 68
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам